Наименование проекта | Содержание | МБДОУ |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ | ||
Проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» | Повышение качества бесплатного дошкольного образования для кочевого населения арктического и субарктического регионов – это одна из стратегических задач стран – участниц Арктического совета. Это точка роста и развития, учитывая общее понимание сложности этих процессов и факторов отставания детей из числа коренного населения в образовательном процессе. Воспитание ребенка в период взросления и дошкольная подготовка – фундамент последующего развития личности в социуме. Сегодня у детей из числа коренного населения возникают трудности с усваиванием школьной программы, прежде всего из-за колоссального разрыва в уровне подготовки к школе, что в свою очередь в дальнейшем приводит к невозможности участия в конкурсе на получение высшего образования. Столкнувшись с отсутствием доступа к образовательным услугам в связи с географической отдаленностью мест традиционного природопользования, кочевая молодежь испытывает нехватку знаний и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.
Проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» направлен на оценку образовательных проектов и методик, реализуемых в сфере подготовки к поступлению в школу детей из числа коренных народов Арктической зоны, поиск новых подходов и улучшение ситуации в сфере интеграции детей в современное общество при сохранении традиционного уклада жизни. Реализация проекта позволит совместно со странами Арктического региона реализовывать проекты, направленные на повышение уровня подготовки детей к школе, при учете сохранения родного языка и культуры. |
МБДОУ «Детский сад «Олененок» с. Тополиное |
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ | ||
«Stem – образование» | В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно – конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).
В результате реализации инновационного проекта в МБДОУ появится возможность создания мультифункциональной, вариативной среды для развития технологической компетентности дошкольников в области робототехники, математики, естественных наук, инженерной графики, исследовательской и проектной деятельности. Программа «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» предназначена для использования в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, а также в организациях дополнительного образования. Программа позволяет включаться в ее освоение на любом этапе дошкольного и начального общего образования. Программа определяет цели и задачи реализации, возрастные особенности и динамику развития интеллектуальных способностей детей, планируемые результаты освоения детьми содержания Программы, особенности организации образовательного процесса, содержание, примерное тематическое планирование, а также методическое обеспечение Программы. Модулями Программы являются: |
МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад «Солнышко» п. Хандыга |
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята–Дошколята | Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Проявлением патриотизма является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Реализация природоохранного социально-образовательных проекта делает возможным вовлечь дошкольников в ознакомление с экологическими проблемами и их посильное практическое решение.
|
МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад «Солнышко» п. Хандыга, МБДОУ «Детский сад «Мишутка» п. Хандыга
|
Финансовая грамотность (Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации) | Проект содействует повышению финансовой грамотности дошкольников, содействует формированию у них разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам. | МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад «Сырдыкчаана» с. Крест – Хальджай |
РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПРОЕКТЫ | ||
Одаренный ребенок
(Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ) |
Дошкольный возраст, рассматриваемый сквозь призму одаренности, является одним из приоритетных для мировой педагогической и психологической науки, тогда как в России большинство Концепций одаренности ориентировано на другие уровни образования, в том числе и ныне действующая «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». Работа по развитию детской и юношеской одаренности всегда была в центре внимания Правительства Республики Саха (Якутия). Новый вектор ее – раннее развитие детской одаренности, начиная с дошкольного возраста. В пилотном проекте участвуют дошкольные учреждения и начальные школы Республики. В сопровождении одаренных детей участвуют все субъекты образовательной модели: родители, воспитатели, помощники воспитателя, специалисты и администрация ДОО, дети, социальные партнеры. Работа с детской одаренностью основывается на идее, что основой воспитания таланта человека должны стать пять китов образования – музыка, шахматы, рисование, языки и спорт. В дошкольных организациях создаются условия для массового проявления детских способностей в разных сферах деятельности, что позволяет рассчитывать на проявление скрытой или потенциальной одаренности в результате определенных волевых качеств и пробудившегося интереса к какому-либо виду деятельности. Каждая образовательная организация строит свою образовательную модель работы согласно этой концепции. | Все МБДОУ |
СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ | ||
Гендерная социализация детей дошкольного возраста | В середине XX столетия (на Западе в 1940-х гг., в нашей стране с 1960-х гг.) в научный оборот активно вошло понятие «социализация», объясняющее направление и содержание процесса социального развития и вхождения ребенка в общество. В отечественной психологии социализация определяется как двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. Такое понимание социализации фиксирует не только процесс усвоения социальных нормативов, но и процесс их активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях. Под социализацией специалисты обычно понимают процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Социализация свойственна только человеку как общественному существу, и она протекает под воздействием экономических, социальных, этнических, религиозных, психологических и других факторов. Сам человек в процессе социализации играет активную роль. Сегодня очень велика роль отца в воспитании ребенка. Пренебрежение важностью отцовства сегодня носит катастрофический характер. Мужчины на протяжении нескольких поколений росли, не понимая важности роли папы в воспитании. В сознании общества есть стойкая убедительность в том, что роль мужчины в воспитании детей не важна, и только мама способна дать ребенку все необходимое. В конечном итоге так думают и сами отцы, не видя своего места в воспитательном процессе, не осознавая важность своего влияния на ребенка.
Именно поэтому в наше время важно способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формирования у него мужественности, воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитывать мужской характера. |
МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад «Сырдыкчаана» с. Крест – Хальджай, МБДОУ «Детский сад «Олененок» с. Тополиное, МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад «Солнышко» п. Хандыга |