Дошкольное образование

    Историю дошкольного образования Томпонского района можно разделить на этапы-десятилетия.

    В связи с осуществлением коллективизации сельского хозяйства в Таттинском районе в 1931 г. вс. Крест-Хальджай создается первый детсад-ясли на15 детей, который был передан из этого района в Томпонский. Для эвенского населения в 1935-1938 гг. в п. Томпо строится культбаза в комплексе (школа, интернат, детсад-ясли на 15 мест, клуб). Первые дошкольные учреждения, построенные в Томпонском районе, возникли 1950-х гг.

    Для эвенского населения в 1935-1938 гг. в п. Томпо строится культбаза комплексе (школа, интернат, детсад-ясли на 15 мест, клуб). Первый детсад-ясли в Томпо был открыт в 1958 уч. г. на 20 мест, с круглогодичным воспитанием детей 1-5 лет. До этого дети дошкольного возраста воспитывались в оленеводческих бригадах у родителей или через Красный чум.

    Сегодня по архивным материалам можно проследить последовательность открытия дошкольных учреждений в Томпонском районе:

  1. Крест-Хальджайский детсад-ясли был открыт в 1931 г.
  2. Охотперевозовский детсад-ясли на 25 мест — 1948 г. («Золотопродснаб»).
  3. Хандыгский ясли-сад открыт — 1951г. (Алданское райГРУ).
  4. Джебарики-Хаинский детсад шахтоуправления на 50 мест — 1952 г.
  5. Хандыгский ясли-сад открыт – 1956 г. (АЮГРЭ).
  6. Хандыгский сад — 1956 г. (Министерство просвещения).
  7. Хандыгский ясли-сад – 1962 г. (Хандыгская ПМК).
  8. Томпонский ясли-сад был — в 1958 г.
  9. Ары-Толонский, Ынгинский и Бордойский – 1958 г.
  • Теплоключевской детсад (комбинат) на 45 .мест – 1990 г.
  • .Мегино-Алданский и Сасыльский детсад-ясли – 1962 г.
  • .Хандыгский ясли-сад — 1962 г. (Хандыгская ПМК).
  • .Нежданинский детский комбинат на 75-100 мест – 1965 г.
  • Новосайдинский и Аэропортовский на 35 мест каждый – 1966 г.
  • Хандыгское ДОУ «Мишутка» на 140 мест — 1988 г.
  • Хандыгское ДОУ «Колокольчик» на 140 мест — 1989 г.
  • .Теплоключевской детсад (комбинат) на 45 мест — 1990 г.
  • .Хандыгское ДОУ «Солнышко» на 90 мест — 1993 г.

    Томпонское дошкольное образование прошло большой и сложный путь становления и развития. Открывались и закрывались дошкольные учреждения, и все эти реорганизации были напрямую связаны с преобразованиями в обществе. Сеть дошкольных учреждений зависит от экономического развития района и демографических факторов, ведь образование является важнейшей составной частью социальной инфраструктуры сел и поселков, входящих в состав района. Так, вследствие, миграционных процессов и стихийных бедствий в 90-е гг., спада промышленного и сельского производства (закрытие многих промышленных предприятий, совхозов, колхозов, закрытие с. Нежданинское, с. Бордой) в Томпонском районе количество ДОУ с 1993 по 1999 г. сократилось на 21,3%

  • 1950-1960 гг.

         Развертывание строительства и ввода типовых дошкольных учреждений независимо от ведомственной принадлежности после Постановления Совета Министров ЯАССР от 12 июня 1957 г. «О всемерной поддержке создания в Якутии детских садов»;

  • 1960-1970 гг.

Плановое развитие сети дошкольных учреждений нового типа «ясли-сады» с укреплением материально-технической базы.

С 1963-1964 учебном году в штат аппарата района была введена ставка инспектора по дошкольному воспитанию. Наиболее активно проявили себя в этой работе Петрова Е.В., Руденко Л.Н., Васильева А.И., Золотова Н.Б. и Поединцева В.Н. (с 1. IX. 1970 г.). С 1978 г. — ставка методиста по дош­кольному воспитанию. Весомый вклад внесла методист Горлина О.И., которая уже в конце 80-х гг. ввела раннее обучение чтению в игровых формах со среднего возраста в детском саду «Чебурашка» п. Хандыга. В это время все дошкольные учреждения были обеспечены необходимой методической и художественной литературой на 3 языках, на которых ве­дется обучение и воспитание: русском, якутском, эвенском.

  • 1970-1980 гг.

Перевод ведомственных садов в ведение системы народного образования и переход 

на работу по единой типовой программе воспитания и обучения.

       В канун 50-летия Якутской АССР, т.е. на 1971-1972 гг., в 18 детских садах района (в т.ч. 8 ведомственных детсадов-яслей) воспитывались 1245 детей дошкольного возраста (1-6 лет). Из 1810 детей дошкольного возраста в районе 63,2 % детей охвачены детскими садами-яслями, что значительно выше общереспубликанского охвата — 55,2 %.

  • 1980-1990 гг.

       Строительство детских садов в каменном варианте после Постановления Совета Министров ЯАССР от 27 мая 1982 г. «О стро­ительстве детских дошкольных учреждений ЯАССР на 1981-1982 гг. и на период до 1990 г.». Созданы опорные сады по разработке комплекса средств физического воспитания в дошкольных учреждениях в условиях Севера с освещением проблем на научно-практической конференции «Физическое воспитание в условиях Севера», введен эксперимент по обучению детей с 6-летнего возраста в условиях дошкольных учреждений, развернулась сеть национальных дошкольных учреждений, составлен проект программы по обучению эвенскому языку (авт.: Роббек В.А., Дуткин Х.И.) на базе д/с «Олененок» с. Тополиное Томпонского района;

     В 80-е гг. все 18 детских садов-яслей имеют необходимую учебно-ма­териальную базу. 10 детских садов размещены в типовых зданиях: Аэро-портовский, Джебарики-Хаинский, Крест-Хальджайский, Мегино-Алдан-ский, Хандыгский, ПМК, Теплоключевской, Томпонский, Аллах-Юньский (АЮКЭ) и Нежданинский детский комбинат. Детские сады-ясли пе­решли с 1968-1969 учебные годы на новые учебно-воспитательные программы и учебные планы. Все детские сады обеспечены необходимыми педагогическими кадрами. По состоянию на 1.06.1972 г. в 18 детских садах-яслях работает:

а) всего заведующих и воспитателей детских садов-яслей – 62 чел.;

б) воспитателей со средним педагогическим образованием – 42 чел.;

в) медицинских работников среднего звена – 15 чел.;

г) музыкальных работников со средним образованием – 10 чел., вклю­чая воспитателей-совместителей.

    Все воспитанники 18 детсадов-яслей района объединены в 70 групп. Ежегодный перевод из детсада школу составляет 300-250 детей. Одним из факторов работы образовательных учреждений является работа по совер­шенствованию условий образовательной деятельности.

Существенный вклад в систематизацию методической работы в районе вносят опытно-экспериментальные площадки. Все они подтвердили свой статус при защите на республиканском уровне, ТУМГ, ТСШ, ДОУ «Оле­ненок» с. Тополиное стали экспериментальными республиканскими пло­щадками.

  • 1990-2000 гг.

       Внедрение базовой программы «Тосхол» для нацио­нальных дошкольных учреждений, введение авторских программ, реко­мендованных МО РФ, ведется экспериментальная работа в дошкольных учреждениях. Спланированная система управленческих действий и долго­срочного прогноза развития конкретного ДОУ загаживается в «Програм­му развития дошкольного учреждения» деятельности дошкольных учреж­дений». Все детские сады приобретают статус дошкольных образователь­ных учреждений. Вводятся различные новые программы Министерства образования РФ. В ДОУ апробируются свои парциальные авторские про­граммы по тому или иному направлению развития детей. Введены допол­нительные услуги: обучение английскому, русскому, якутскому, эвенско­му языкам и др. Впервые узкие специалисты обучают азам искусства: изоб­разительной деятельности, физической культуре и др.;

  • 2000- 2010 гг.

       Из государственных ДОУ преобразуются в муниципальные ДОУ и переименовываются в образовательные учрежде­ния, реализующие основную общеобразовательную программу дошколь­ного образования. Ведется практическая деятельность по созданию инно­вационной практики в условиях социального партнерства. В ДОУ вводит­ся реальное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитатель­но-образовательного процесса в ДОУ: во многих ДОУ работают психоло­ги, логопеды, социальные педагоги. На новый уровень поставлена работа по повышению профессионального мастерства педагогов, направленная на реализацию развивающей, воспитательной, образовательной, оздоро­вительной, общекультурной функций системы дошкольного образования.

Дошкольное образование: охват детей организованным дошкольным образованием увеличился с 49,7 % в 2003 г. до 76,6 % в 2004 г., причем впервые повысилось число за счет сельских ДОУ. Охват 5-летних детей повысился с 78,6 до 80,25% (+1,6%).

    Охват 6-летних детей повысился с 84,05 до 85,5 (+1.45%). По селу в итоге 100%-й охват 6-летних детей. По городу % охвата 5- и 6-летних детей сохраняется на одном уровне из-за нехватки мест по 3 ДОУ п. Хан­дыга.

    Увеличилось число охвата детей логопедами с 75 до 90 детей. Открыта 1 логопедическая группа в ДОУ «Кыымчаан» с. Мегино-Алдан (15 детей). В итоге в Томпонском улусе уже в 4 ДОУ открыты логопедические группы (ДХ «Светлячок», «Колокольчик», «Кыымчаан» МА, «Олененок», Тополи­ное).

    Раннее обучение чтению прослеживается в 14 ДОУ с увеличением чис­ла читающих детей с 179 до 197, % роста составил 2,2%

     2004-2005 учебном году была систематизирована работа по комплектованию специальных коррекционных классов, логопедических групп ДОУ через упорядочение деятельности районного психолого-медико-педагогическо­го консилиума, работающего в районе с 2001 г.

    По обучению английскому языку работают 5 ДОУ («Светлячок» ДХ, «Сырдыкчаана» КХ, «Чуоранчик» КХ, «Сандалыма» Ударник, «Кэнчээри» Ары-Толон), причем в Баягантайских детских садах обучение грамоте по английскому языку ведут учителя школ. Дети продолжают обучение и в начальном звене. Это говорит о содержательности преемственных связей Крест-Хальджайского куста, который работает по теме «Единое образова­тельное пространство Баягантайского наслега».

    Созданы управляющие советы МБДОУ с целью придания открытости и повышения инвестиционной привлекательности сферы дошкольного об­разования, возможности появления внешней оценки деятельности ДОУ и ее управления, повышения общественного статуса конкретного дошколь­ного образовательного учреждения.

    Управление развитием дошкольного образования в районе предпола­гает решение набора острейших социальных вопросов в целях создания условий для перехода системы в режим развития.

Среди них:

– повышение заработной платы работникам дошкольного образования;

 – повышение их профессиональной квалификации и образовательного уровня в соответствии с современными требованиями ситуации к профес­сионализму педагога;

– расширение сети дошкольных образовательных учреждений, их ре­монт и техническое оснащение.

  • 2010-2020 гг.

           В связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится уровнем общего образования. Веден ФГОС дошкольного образования, разработана система дополнительных мер по обеспечению качества образования в условиях ФГОС. Создаются вариативные формы дошкольного образования: консультационные пункты, группы кратковременного пребывания. В связи с демографическим ростом населения, через 20 лет строятся новые здания детских садов. Работа педагогов направлена на развитие личности, мотивации и способности детей в разных видах деятельности. 100% педагогов ДОУ имеют дошкольное образование.

           Постановлением главы МР «Томпонский район» № 1438 от 14декабре 2012 года создан Совет по дошкольному образованию при Главе МР «Томпонский район», распространён опыт работы Совета на Январском совещании работников образования Республики Саха (Якутия) 2014 году г. Якутске.

           В январе 2013 года в муниципальном бюджетном учреждении «Томпонское районное управление образования» был организован отдел дошкольного образования, начальником назначена Томтосова Елена Афанасьевна. С 2020 года начальником отдела назначена Слепцова Сахаяна Николаевна, методисты отдела Франчук Екатерина Владимировна и Колодезникова Марина Ивановна.

           В районе внедрены новые вариативные формы дошкольного образования: консультационные пункты в ДОУ для родителей, дети которых не посещают дошкольные учреждения; группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательных учреждений (в школах, в центре детского творчества) с охватом детей с 3 до 7 лет; индивидуальными предпринимателями организованы досуговые центры по присмотру и уходу детей дошкольного возраста. В 2015 году количество детей, посещающих ДОУ составляет – 919 детей.

           За последние годы построены новые дошкольные образовательные учреждения, оборудованные по всем требованиям что, помогло решить острый вопрос с неорганизованными детьми и сеть дошкольных учреждений района расширилась. По линии республиканского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» построены новые здания детских садов: 

  • МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад«Сырдыкчаана» на 55 мест с. Крест-Хальджай (2013 год);
  • МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад в «Кыымчаан» каменном варианте на 4 группы с открытием 75мест, с. Мегино- Алдан (2015 год);
  • МБДОУ «Детский сад «Кэскилчээнэ»» с. Кэскил на 50 мест (2018 год)
  • МБДОУ «Детский сад «Буратино»» с. Новый на 35 мест (плановый ввод 2020 год)

    По программе «Демография»

  • МБДОУ «Детский сад «Олененок»» с. Тополиное на 75 мест (2019 год)

           По программе Модернизация региональных систем дошкольного образования Республики Саха (Якутия) для 100% охвата детей от 3 до 7 лет открыты дополнительные группы на третьем этаже в функционирующих учреждениях районного центра: МБДОУ «Колокольчик», МБДОУ «Мишутка» п. Хандыга (ноябрь 2015).

           В декабре 2014 года в связи с переходом ФГОС дошкольного образования 34 педагога прошли переподготовку в Институте развития образования и подготовки кадров г. Якутск с присвоением специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста».

           С января 2015 года дошкольные образовательные учреждения п. Хандыга: МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Солнышко»» (заведующая Романенко В.А.), МБДОУ «Детский сад Мишутка» (заведующая Литвиненко Т.А.), МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик»» (заведующая Немцева О.А.) переходят на 12 часовой режим работы.

           Результатами работы педагогов района стали достижения воспитанников на региональных и республиканских конкурсах, дети неоднократно становились дипломатами, лауреатами различных конкурсах.

           Охват детей дошкольного возраста с 1 до 7 лет повысился на 12% от общего числа детей в 2018 г.-849, 2019 г.-824, 2020 – 805 (отчет 85-К). По селу 100 % охватом предоставлена услуга дошкольного образования.

           На сегодня 13 дошкольных учреждений используют в своей работе программу «От рождения до школы» под ред. М. Васильевой, обновленную программу «Тосхол», примерную программу «Истоки».

           Педагоги принимают активное участие в республиканских и всероссийских мероприятиях.

           Участники профессионального конкурса Республики Саха (Якутия) «Воспитатель Года»:

– 2010 г. Атакова Валентина Егоровна воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Сырдыкчаана» с. Крест –Хальджай;

– 2012 г. Фоменко Елена Геннадьевна МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Солнышко»» п. Хандыга;

– 2013 г. Филиппова Ольга Архиповна старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Солнышко»» п. Хандыга;

– 2014 г. Иванова Людмила Васильевна музыкальный руководитель МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад в «Кыымчаан» с. Мегино- Алдан;

– 2015 г. Кривошапкина Диана Николаевна логопед МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад в «Кыымчаан». с.Мегино- Алдан

– 2016 г. Осинцева Ольга Владимировна воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Солнышко»» п. Хандыга.

           Педагоги, получившие Грант Главы Республики Саха (Якутия):

– Петрова Н.П. методист МБДОУ «Детский сад «Олененок» с. Тополиное (2007 г.),

– Неймохова Е. Е. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Кэскилчээнэ» с. Кэскил (2008 г.);

– Осинцева Ольга Владимировна воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад «Солнышко»» п. Хандыга (2009 г.)

– Атакова Валентина Егоровна воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад «Сырдыкчаана»» с. Крест- Хальджай (2010 г). 

– Сивцева Ольга Яковлевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Чуораанчык»» с. Крест- Хальджай (2011 г.)

– Фоменко Елена Геннадьевна воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад «Солнышко»» п. Хандыга (2012 г.),

– Филиппова О.А старший воспитатель (2013 г.) МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Солнышко» п. Хандыга;

– Попова А.Г. музыкальный руководитель МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Сырдыкчаана» с. Крест – Хальджай (2016 г.).

– Голикова Екатерина Гаврильевна преподаватель эвенского языка МБДОУ «Детский сад «Олененок»» с. Тополиное (2017 г.)

           Участники и победители республиканского конкурса «Лучший сельский детский сад»:

– 2013 г.  в номинации «Лучшая образовательная программа» МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Сырдыкчаана» с. Крест – Хальджай (заведующая Николаева А.А.)

– 2015 г. победитель конкурса МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Солнышко»» п. Хандыга (заведующая Романенко В.А.);

– 2016 г. победитель конкурса МБДОУ «Детский сад «Олененок»» с. Тополиное (заведующая Скрыбыкина М.П.).

           6 ДОУ вошли в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

           2015 году интересы работников дошкольного образования района представляли делегаты XIII съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) Томтосова Елена Афанасьевна – начальник отдела дошкольного образования МБУ «ТРУО», Горкунова Вера Витальевна- заведующая МБДОУ «Детский сад «Солнышко»» с. Теплый- Ключ.

           На 2019- 2020 учебный год всего в районе функционирует 43 группы: 15 – ясельного возраста, 52 группы – от 3-х лет и старше. Всего детские сады района посещают 795 дошкольников: из них 109 детей раннего возраста и 686 детей от 3-х лет. Сеть дошкольных учреждений предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка. Во всех садах района созданы благоприятные условия для пребывания дошкольников.

           Доступная Среда для каждого. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория детей. Сегодня в образовательных учреждениях района для них создаются соответствующие условия, разрабатываются адаптированные программы. Вплотную к этому вопросу подходят сады п. Хандыга. Так «Детский сад «Мишутка»» п. Хандыга с 2020 года является службой ранней помощи.

           В соответствии с новым государственным стандартом, дошкольное образование сегодня является начальной ступенью общего образования. ФГОС современности делает акцент на личностной готовности детей к получению начального, а затем среднего образования. Измененные, более современные, государственные требования предъявляются к структуре образовательной программы. Им в обязательном порядке должна соответствовать преемственность между ДОУ и школой.

           Для того, чтобы обеспечить непрерывность процесса развития ребенка, детские сады и школы нашего района находиться в тесном взаимодействии друг с другом, выстраивают преемственность образовательных программ.

           Сегодня, на уровне дошкольного образования района активно внедряется республиканский проект «Одаренный ребенок», в рамках которого работа с детской одаренностью в образовательных организациях развивается по направлениям: музыка, рисование, шахматы, языки и спорт, театральная деятельность и робототехника. В этом направлении лего – конструирования и шахматы активно работает МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п. Хандыга, который является республиканским ресурсным центром проекта, вторым центром стал МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Кыымчаан» с. Мегино – Алдан, в котором дополнительное образования по проекту реализуется с помощью образовательной модели «Круговые студии». Второе направление, актуальное для нашего района международный проект «Дети Арктики», а именно хорошие предпосылки для участия в нем созданы в МБДОУ «Детский сад «Олененок» с. Тополиное, где проживают малочисленные народы Севера – эвены, где педагогами созданы все условия для обучения детей в кочевом детском саду- это индивидуальные маршруты, программы, хрестоматия. На сегодняшний день дошкольные учреждения «Детский сад «Солнышко» с. Теплый Ключ, «Детский сад «Мишутка» п. Хандыга заявляют о природном компоненте в своей образовательной программе и реализуют федеральный природоохранный социально – образовательный проект «Эколята». Так же в этом году начали работать в федеральном проекте «СТЕМ- образование» МБДОУ «ЦРР- детский сад «Солнышко» п. Хандыга, по проекту «Финансовая грамотность» «ЦРР – детский сад «Сырдыкчаана» с. Крест- Хальджай.

           В соответствии с новым законом дошкольные учреждения сегодня имеют много свободы. Каждый детский сад сам выбирает образовательные программы и разрабатывает их под свои условия и нужды. Естественно, все это реализуется в рамках государственного образовательного стандарта.

           В МБДОУ «Олененок» с. Тополиное, «Сырдыкчаана» с. Крест – Хальджай, «Солнышко» с. Теплый Ключ разработаны и реализуются авторские программы по направлению «Гендерная социализация детей дошкольного возраста».

           Новый стандарт предполагает тесное взаимодействие воспитателей с родителями ребенка. Сегодня оно не ограничивается классическими родительскими собраниями. Существует много других форм работы с родителями. Это могут быть и различные мастер-классы, и встречи по обмену опытом воспитания, и совместные мероприятия взрослых и детей.

           В современных условиях значение дистанционного образования заняло важное место в работе ДОУ. Так детские сады района начали внедрят новую форму работы в предоставлении качественного образования детьми родителям. Это консультации родителей воспитанников через инстаграмм страницы, консультации и собрания в режиме онлайн, конкурсы, развлечения, выставки, мастер –классы. Так же умело использовать в своей работе платформы для организации собраний, педагогических советов итд.

           Достойный вклад в развитие дошкольного воспитания в районе внесли следующие работники детских садов-яслей: Степанова А.А., Евсеева Я.С., (с. Крест-Халъджай), Кладкина (Лазарева) М.А., Петрова Н.П., Голикова Т.К. (с.Тополиное), Колодезникова Т.А., Сыромятникова К.И., Захарова Я.В. (с.Мегино-Алдан), Прыщенко Т.Н., Каллистова В.П., Равинская В.И., Галкина Л.Н., Яцкевич А.И., Горлина О. И., Романенко В.А., Литвиненко Т.А., (п. Хандыга), инспектора управления образования Алексеева К.И., Томтосова Е.А.